fbpx

Онлайн-конференция по охране труда прошла на сайте Министерства труда и социальной защиты

Тема онлайн конференции – “Практическое применение законодательства об охране труда”. Её проведение приурочено к Единому дню безопасности.

Старовойтов Игорь Григорьевич
Заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

Сидорович Виктор Иванович
Директор Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Каменецкая Ирина Николаевна
Заместитель начальника управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Кот Вячеслав Михайлович, Иваново:

Могут ли руководители и специалисты самостоятельно управлять служебными автомобилями предприятия? Если могут, то как правильно организовать эту работу?

Вовк Анна Олеговна, Гомель

 Здравствуйте, прошу разъяснить действия организации, когда офисные работники допускаются к вождению служебных автомобилей. Нужна ли стажировка, проверка знаний, инструктажи для таких работников? или достаточно того, что у них имеются права на вождение автомобилем?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

Согласно подпункту 2.8 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 (далее – Правила), водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Работники (руководители и специалисты) использующие служебный автомобиль предприятия для служебных целей или осуществления своих должностных обязанностей, соответственно, осуществляют управление транспортным средством как водители. Поэтому наряду с водительским удостоверением и талоном предупреждений, такие работники при себе должны иметь медицинскую справку установленной формы о годности к управлению транспортным средством и иные документы на автомобиль.

Локальным правовым актом (приказом) должен быть установлен перечень работников, которые могут использовать служебный автомобиль.

В данном случае на данного работника распространяется норма пункта 44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция), согласно которой специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с главой 2 Инструкции.

В соответствии с пунктом 208 Правил должностным и иным лицам транспортных и других организаций, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать их к участию в дорожном движении и допускать водителей к управлению транспортными средствами с нарушением требований, установленных Правилами и иными актами законодательства.

Учитывая норму части второй статьи 34 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности дорожного движения в вашей организации необходимо организовать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), определен Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. № 25/28.

Учитывая, что сотрудники используют служебные автомобили организации для служебных целей, считаем, что в этих случаях должен выдаваться путевой лист, фактически подтверждающий право на управление служебным автомобилем, с отметкой о прохождении приборного контроля.

 

Ермак Виктор Владиславович, г. Сморгонь:

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №210 от 30.12.2008 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» утверждены: 1. Положение о комиссии республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, для проверки знаний по вопросам охраны труда; 2.Положение о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда; 3.Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Организация подчинена Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь и комиссия организации проходит проверку знаний в комиссии МАиС. Вопрос: может ли в данном случае комиссия местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний проверять работу комиссии нашей организации и давать рекомендации?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

Положение о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 (далее — Положение), устанавливает порядок создания и деятельности комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда (далее – комиссия местного исполнительного и распорядительного органа).

В соответствии с подпунктом 7.3. пункта 7 Положения комиссия в целях выполнения возложенных задач проверяет работу комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций (далее – комиссия организации), принимает меры по устранению выявленных нарушений.

Статьей 10 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» установлены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в части государственного управления охраной труда на территориальном уровне.

Принимая во внимание изложенное, комиссия местного исполнительного и распорядительного органа может проверять комиссию организации, расположенной на подведомственной им территории, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Жариков Юрий Иванович, г. Минск:

Добрый день. Скажите пожалуйста, могу ли я устроиться специалистом по охране труда если у меня высшее образование, но не техническое.

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

В организациях для реализации функций специалиста по охране труда с учетом Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, вводится должность «инженер по охране труда». Одним из квалификационных требований, установленных квалификационной характеристикой для этой должности согласно выпуску 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, является наличие высшего профессионального (технического) образования.

В республике подготовка специалистов по охране труда осуществляется при получении первого высшего образования в учреждении высшего образования (учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет») и учреждениях дополнительного образования взрослых, реализующих образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (институты повышения квалификации и переподготовки). В настоящее время переподготовка по специальности «специалист по охране труда» на базе высшего образования организована в 15 учреждениях образования. Перечень учреждений образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда», размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты в рубрике «Деятельность», «Охрана труда», «Учреждения образования, осуществляющие переподготовку по специальности «Охрана труда». Таким образом, наниматель может принять на работу на должность инженера по охране труда лицо, не имеющее техническое образование, прошедшее переподготовку по специальности «специалист по охране труда».

Макаревич Нина Ивановна, г. Жлобин:

Возможно ли проводить только ежемесячный и ежеквартальный контроль за состоянием охраны труда в организации?

Сидорович Виктор Иванович:

Целью контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации является предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Цель, задачи, основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации определены в Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (далее – Типовая инструкция).

В соответствии с пунктом 8 Типовой инструкции полномочия и ответственность руководителей и специалистов организации по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации. Согласно норме пункта 13 Типовой инструкции периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от деятельности и структуры организации может проводиться ежедневно, ежемесячно и ежеквартально.

В соответствии с пунктом 32 Типовой инструкции наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля.

Вместе с тем, в случае, если организация осуществляет производственную деятельность, то в целях предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний целесообразно в организации проводить все виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный).

 

  

Адамович Владимир Анатольевич, Минская область:

Можно ли в качестве указанных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам «головных уборов» выдавать работникам бейсболки?

 Каменецкая Ирина Николаевна:

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты головы подразделяются на следующие виды: каски защитные; шлемы, подшлемники; шапки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники.

Бейсболки по своему назначению являются спортивными шапочками с козырьком для защиты от солнца.

Если в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам не указаны защитные свойства «головных уборов», то полагаем они предназначены не для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а для предотвращения попадания волос работника на продукцию, ограничения их попадания в опасную зону или в глаза работнику, что может привести к снижению поля зрения, и, как следствие, к ухудшению качества работ или возможному травмированию работника.

Исходя из вышеизложенного, полагаем целесообразнее выдавать работникам в качестве «головных уборов» береты, которые в полной мере могут обеспечить указанные функции, выдача «бейсболок» возможна, если существует необходимость еще и в защите от солнечного света.

Лебедева Марина Вячеславовна, Минский район:

Требуется ли наличие документов, подтверждающих соответствие требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), на средств индивидуальной защиты собственного производства?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие данного технического регламента, перед выпуском в обращение должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности в форме декларирования соответствия или сертификации и иметь документы подтверждения соответствия.

Под «обращением средств индивидуальной защиты» в техническом регламенте понимается стадия жизненного цикла средств индивидуальной защиты, включающие производство, перевозку, хранение, применение, утилизацию и реализацию средств индивидуальной защиты на единой таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, средства индивидуальной защиты собственного производства, проходящие как минимум такие стадии жизненного цикла как производство, применение, утилизацию, следует рассматривать как средства индивидуальной защиты, выпускаемые в обращение, и перед выпуском в обращение они должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия в форме, предусмотренной для них указанным техническим регламентом.

Пупко Александр Владимирович, г. Заславль:

По какой форме в настоящее время следует вести учет выдачи средств индивидуальной защиты работникам?

Каменецкая Ирина Николаевна:

С 25 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2019 г. № 30 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209», в соответствии с которым Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция) изложена в новой редакции.

Инструкцией установлено, что выдача и сдача работниками средств индивидуальной защиты отмечаются в личной карточке учета средств индивидуальной защиты (далее — личная карточка). В связи с развитием электронного документооборота Инструкцией предусмотрено право нанимателя вести учет средств индивидуальной защиты в электронной форме, а также организовать выдачу СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования).

При этом Инструкция не устанавливает форму личной карточки, а только определяет сведения, включаемые в нее. Форму личной карточки наниматель определяет самостоятельно.

Вершило Константин Сергеевич, г. Могилев:

В организацию пребывает большое количество авто и железнодорожного транспорта сторонних организаций, водители и машинисты которых не участвуют в разгрузке, а только оформляют сопроводительные документы и подгоняют транспорт с грузом. Надо ли им проводить вводный инструктаж по охране труда согласно п.46 Инструкции № 175?

 Каменецкая Ирина Николаевна:

Порядок проведения вводного инструктажа по охране труда (далее – вводный инструктаж) установлен пунктами 46, 47 и 48 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее – Инструкция).

Пункт 46 Инструкции устанавливает случаи проведения вводного инструктажа по охране труда.

В случае, если водители автомобильного транспорта и машинисты железнодорожного транспорта, пребывают на территорию иной организации в целях оформления сопроводительных документов и подачи транспортных средств к месту разгрузки (погрузки), и не участвуют в производственном процессе, не привлекаются к работам (оказанию услуг) в этой организации или на ее территории, то проводить вводный инструктаж с ними не требуется.

Барцевич Виктор Александрович, г. Фаниполь:

Вправе ли работодатель проводить освидетельствование на предмет алкогольного опьянения абсолютно всех работников?

 Сидорович Виктор Иванович:

Проведение предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения является обязательным в отношении работающих по профессиям или при выполнении работ, предусмотренных перечнем работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, установленным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 (далее – Перечень). В настоящее время Перечень является исчерпывающим. Законодательство об охране труда не предусматривает право нанимателю расширять Перечень дополнительными профессиями и видами работ. Вместе с тем у нанимателя есть право при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии алкогольного опьянения проводить медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения его в состоянии алкогольного опьянения.

 

  

Кондратьева Елена Владиславовна, г. Витебск:

Можно ли ввести должность специалиста по охране труда в организации не на полную штатную единицу, а на полставки?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

Нормы частей первой и четвертой статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» обязывают нанимателя вводить должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.

При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда.

При решении вопроса о введении должности специалиста по охране труда необходимо учитывать, что организация работы по охране труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда предполагают выполнение специалистом по охране труда трудовых функций в течение полной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек должность специалиста по охране труда должна быть введена на полную штатную единицу, а не на ее долю.

Вместе с тем, при реализации права по введению должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников менее 100 человек, в организациях других сфер деятельности – менее 200 человек наниматель может ввести такую должность не на полную штатную единицу, а на ее долю (например, 0,5; 0,25).

 

 

Глушаков Илья Игоревич, г. Витебск:

На специалиста по охране труда допускается возлагать обязанности по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

Исходя из статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под трудовой функцией понимается работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Исходя из статьи 194 ТК, должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом, которая разрабатывается в соответствии с квалификационной характеристикой (тарифно-квалификационной характеристикой) должности (профессии), которую занимает работник.

Согласно пунктам 9 и 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

При этом, в должностной инструкции работника могут быть изложены как полностью, так и частично трудовые функции, предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики соответствующей должности.

По решению нанимателя трудовая функция (должностные обязанности) работника может предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации служащего.

Таким образом, законодательство об охране труда не содержит норм, запрещающих возложение на специалиста по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности по охране труда) обязанностей по организации работы по пожарной безопасности и гражданской обороне.

 

  

Полевчук Максим Валерьевич, г. Минск:

Может ли индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, оказывать услуги организациям производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, организациям других сфер деятельности — свыше 200 человек, и может ли он проводить вводный инструктаж по охране труда с работниками этих организаций?

 Каменецкая Ирина Николаевна:

В организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности — свыше 200 человек однозначно требуется введение в штат должности специалиста по охране труда. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.

Учитывая изложенное, в случае, если в организации требуется введение должности специалиста по охране труда или возможно возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо нанимателя, имеющее необходимую подготовку, заключение договора на оказание услуг в области охраны труда по осуществлению функций специалиста по охране труда, исключено.

Согласно части второй пункта 47 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

Принимая во внимание, что для осуществления функций специалиста по охране труда может привлекаться индивидуальный предприниматель, аккредитованный на оказание услуг в области охраны труда, а также учитывая часть первую статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», им может проводиться вводный инструктаж по охране труда с работниками, если это предусмотрено договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.

 

  

Ситько Александр Николаевич, Гродно:

Правила по охране труда при выполнении строительных работ получились откровенно «сырыми» с множеством ошибок. Планирует ли Министерство труда приостановить их действие и доработать с учетом мнения практиков, профессиональных союзов и специалистов?

 Старовойтов Игорь Григорьевич:

Подготовка проекта Правил по охране труда при выполнении строительных работ (далее Правила) осуществлялась с учетом требований по охране труда, изложенных в технических нормативных правовых актах, регулирующих требования безопасности при выполнении различных видов строительных работ. В разработке проекта Правил принимали участие специалисты Министерства архитектуры и строительства, практики. Вместе с тем с учетом практики применения в Правила могут вноситься изменения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *