Изменён порядок выплаты пособий семьям, воспитывающим детей

С 21 декабря 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 №952 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» внесены изменения:

– в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – Положение-1);

– Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей (далее – Положение-2). Оно изложено в новой редакции;

– Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (далее – Положение-3).

 

 

Основные изменения в Положении-1

 

Пункты 5, 16, 30 и приложение к Положению-1

Изложен порядок начисления доплаты к пособию по беременности и родам, установленной п. 7 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции, действующей с 1 июля 2017 г. (далее – Закон).

Так, уточнено, что доплата производится, если размер пособия по беременности и родам по всем местам его назначения в общей сложности ниже, чем размер пособия(й) по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, исчисленного(ых) за период со дня рождения ребенка (детей) по день, по который выплачено пособие по беременности и родам. Доплата к пособию по беременности и родам производится по одному месту получения пособия по беременности и родам (по основному месту работы) после назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в т.ч. если пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено по другому месту назначения). Определен перечень документов, необходимых для получения указанной доплаты. Установлен 6-месячный срок для обращения за такой доплатой, и утверждена форма заявления.

 

Основные изменения и дополнения в Положение-2

 

Пункт 2

Уточняется место назначения пособий несовершеннолетней матери.

Конкретизируется порядок назначения пособий отцу (отчиму) ребенка в случае, что если мать (мачеха) ребенка в полной семье не имеет права на государственные пособия в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона.

 

Пункт 5

Установлены документы и (или) сведения, которые государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, могут запрашивать и получать без письменного согласия граждан в отношении самого гражданина и членов его семьи (для назначения и выплаты государственных пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений).

 

Пункт 7

Уточняется, с кем из родителей после расторжения брака либо не состоявших в браке учитываются дети. Определены сроки назначения государственных пособий в случаях установления отцовства по решению суда после:

– смерти матери ребенка, рожденного вне брака;

– признания матери недееспособной;

– лишения матери родительских прав;

– отобрания у матери ребенка по решению суда.

 

Пункты 15–18

Законом установлены два основных условия, требуемых для назначения государственных пособий:

1) регистрация (получение разрешения на временное проживание) детей в Беларуси на день обращения;

2) фактическое проживание детей в стране как на день обращения, так и непосредственно при назначении государственных пособий.

Кроме того, государственные пособия не назначаются и не выплачиваются на детей, проживающих и (или) обучающихся за пределами Республики Беларусь, а также на детей, выехавших за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (подп. 3.1 п. 3 ст. 1 Закона).

В связи с этим в Положении-2:

– введено уточнение по определению права на государственные пособия на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь (получивших разрешение на временное проживание в Республике Беларусь) на день обращения за назначением государственных пособий (п. 14);

– закреплено право на получение государственных пособий на детей, обучающихся за пределами Республики Беларусь, в отдельных случаях (п. 15);

– определен порядок выплаты государственных пособий на детей, которые зарегистрированы и фактически проживают в Беларуси, выезжающих за пределы страны на срок не более 2 месяцев, и на детей, которые зарегистрированы в Беларуси, но фактически проживают за ее пределами и въезжают в Беларусь лишь на краткосрочный период. То есть право на выплату пособий в период нахождения ребенка за пределами страны рассматривается в зависимости от того, где ребенок преимущественно проживает: в Беларуси или за ее пределами (пп. 16 и 17);

– уточнено, при каких условиях следует рассматривать статус ребенка как преимущественно проживающего на территории Республики Беларусь.

 

Справочно: за основу приняты 183 дня пребывания в общей сложности в пределах 12 месяцев, т.е. более или менее 6 месяцев в году (п. 17);

– установлен перечень документов и (или) сведений, которыми подтверждается фактическое проживание ребенка в Республике Беларусь (п. 17);

– предусмотрена выплата пособий за период нахождения ребенка за пределами страны свыше 2 месяцев, если ребенок не смог вернуться в Республику Беларусь до истечения 2 месяцев с момента выезда (форс-мажор) (п. 18);

– установлены новые подходы к определению периода, за который пособия не выплачиваются в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев. Так, если получатель пособия не сообщил сведения о выезде ребенка за пределы Беларуси на срок более 2 месяцев, возврату подлежит излишне выплаченная сумма пособия со дня выезда ребенка за пределы страны до конца месяца, в котором ребенок вернулся в Беларусь (п. 18).

 

Пункт 20

Уточняется порядок прекращения выплаты государственных пособий, установленный п. 3 ст. 24 Закона.

 

Пункт 21

Определен порядок возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий при добровольном согласии получателя.

 

Пункт 26

Конкретизируется порядок выплаты доплаты к пособию по беременности и родам, установленной п. 7 ст. 9 Закона, для лиц, не подлежащих государственному социальному страхованию:

– обучающимся;

– лицам, зарегистрированным в качестве безработных;

– гражданам, проходящим службу.

Приведен порядок, аналогичный установленному в Положении-1.

 

Пункты 27, 29, 34, 44

Внесены изменения в перечни документов, на основании которых назначаются государственные пособия.

 

Пункты 28 и 33

Уточняется, что единовременные пособия (женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и в связи с рождением ребенка) назначаются, если граждане имеют статус постоянно проживающих в Беларуси (для иностранных граждан – постоянно или временно проживающих и при этом работающих или осуществляющих иные виды деятельности) не только на день обращения, но и на день возникновения права на эти пособия – на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка.

 

Пункты 30 и 35

Конкретизируется порядок определения размеров пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в части особенностей учета детей, родившихся ранее (до рождения ребенка, на которого назначаются указанные виды государственных пособий), и при рождении близнецов.

 

Пункт 31

Определены документы и (или) сведения, подтверждающие фактическое проживание в Республике Беларусь одного из родителей в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя), опекуна ребенка не менее 6 месяцев в общей сложности в пределах 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу рождения ребенка, родившегося за пределами Республики Беларусь и зарегистрированного по месту жительства в Республике Беларусь, – для назначения пособия в связи с рождением ребенка, родившегося за пределами Беларуси.

 

Пункты 37 и 61

Уточняется, что выполнение обязанностей по воспитанию детей в качестве приемного родителя в приемной семье и родителя-воспитателя в детском доме семейного типа рассматривается как работа на дому. С учетом этого для данной категории определяется размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет, а также уточняется, что указанные лица имеют право на назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет.

 

Справочно: данная норма рассматривается в отношении родных (усыновленных) детей, детей, над которыми установлена опека, и не рассматривается в отношении приемных детей. Согласно подп. 3.6 п. 3 ст. 1 Закона на детей, находящихся в приемных семьях, государственные пособия не назначаются и не выплачиваются.

 

Пункты 43, 52, 55, 62

Временно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на государственные пособия при условии, если они относятся к категории работающих лиц или лиц, осуществляющих иные виды деятельности, с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда на социальное страхование (ст. 1 Закона). В Положении-2 уточняется, что такие граждане не имеют права на получение государственных пособий, выплачиваемых за счет средств республиканского бюджета:

– на пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет;

– пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей;

– пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ;

– пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

 

Пункт 48

Определен порядок назначения и выплаты пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей в ситуациях, когда право на такое пособие возникает после назначения семье пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.

 

Пункт 51

Дополнительно введен порядок приостановления и возобновления выплаты пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей после достижения детьми 14-летнего возраста.

 

Пункт 59

Определены документы и (или) сведения, которыми подтверждается занятость родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей) ребенка-инвалида, для назначения пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет другому лицу в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона.

 

Пункт 60

Закреплено право другого лица на назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет, в ситуациях, когда родители, усыновители (удочерители), опекуны (попечители) ребенка-инвалида не осуществляют уход (не имеют возможности осуществлять уход) за ребенком-инвалидом по состоянию здоровья или в связи с уходом за другим ребенком до 3 лет, другим ребенком-инвалидом до 18 лет, иным обстоятельствам, препятствующим осуществлению ухода за ребенком-инвалидом.

Обстоятельства, препятствующие осуществлению ухода за ребенком-инвалидом, устанавливает комиссия по назначению пособий.

 

Приложение 1 к Положению-2

Форма заявления о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, дополнена:

– информацией, которую заявитель обязан подтвердить, удостоверив ее своей подписью;

– перечнем обстоятельств, которые заявитель обязан сообщить в 5-дневный срок.

Форма указанного заявления дополнена также информацией об идентификационном номере, указанном в документе, удостоверяющем личность лица, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет, и родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей) ребенка. Эту информацию заявитель обязан указать при обращении за назначением пособий по уходу за ребенком до 3 лет или по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет в ситуациях, когда он не является лицом, осуществляющим уход за ребенком до 3 лет, или не является родителем, усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка.

 

Основные изменения в Положении-3

Внесены изменения в форму протокола заседания комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности (приложение 1 к Положению-3).

gbzp.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *