Типичные нарушения охраны труда при выполнении шиномонтажных работ
Предлагаем Вашему вниманию информационный материал Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Ежегодно, при выполнении шиномонтажных работ со стороны работников и должностных лиц допускаются нарушения законодательства об охране труда, которые, как правило, приводят к травмированию и гибели работников.
На основании изложенного Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обращает внимание на обязательные соблюдения следующих норм и правил.
Так, согласно Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, монтажные и демонтажные работы с шинами должны выполняются только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.
Перед монтажом шины обязательно проверяется её исправность, производится очистка от загрязнения у обода колеса, его бортового и замочного колец, а также шины.
После монтажа шины на обод колеса необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.
Установка замочного кольца на колесо должна выполняться только с помощью специальной монтажной лопатки.
Замочное кольцо колеса при монтаже шины на обод колеса должно полностью входить в выемку обода колеса всей внутренней поверхностью.
Кроме того, при проведении шиномонтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колёс находились на наружной стороне транспортного средства, а обозначения внутренних шин – на внутренней стороне транспортного средства.
При установке сдвоенных колёс на ось транспортного средства необходимо совмещать окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке воздуха в шину без снятия наружного колеса, путем применения гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес.
Демонтаж шины выполняется на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.
При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
накачивать шину свыше нормы давления шины установленной организацией-изготовителем;
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
заменять золотники на колесе различного рода заглушками;
накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
Колеса и шины необходимо катить, придерживая их от падения. Работы по снятию, перемещению и установке колес массой более 20 кг должны выполняться при помощи специально предназначенного для этого устройства.
Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
Накачивание шин с разборным ободом колеса необходимо осуществлять в два этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем — до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия по накачиванию.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо надеть средства индивидуальной защиты рук и применять спредер.
Для изъятия из шин металлических предметов необходимо пользоваться специально предусмотренным для этого приспособлением.
Типичные нарушения требований охраны труда при выполнении шиномонтажных работ